Статьи

Цифровые технологии в России 2024

Ежегодно DataReportal публикует глобальные отчеты о развитии цифровых технологий. Мы изучили данные за 2024 год по России и собрали главное. В этом обзоре — свежая статистика, результаты исследований и основные тренды в российской digital-сфере.

Если вас интересуют отчеты за прошлые годы, ознакомьтесь с полной подборкой здесь.

Общая картина

По данным DataReportal, в начале 2024 в РФ было:

  • 130,4 млн пользователей интернета (90,4% населения)
  • 106 млн пользователей соцсетей (73,5%)
  • 219,8 млн активных мобильных подключений (152,5%)

Эти цифры показывают состояние digital в нашей стране в общих чертах. А как меняются тенденции и модели поведения, поможет понять более подробная статистика ниже.

Население

В январе 2024 года в России проживало 144,2 млн человек. За год население сократилось на 500 тысяч (–0,3%).
Женщины составляют 53,6% населения, мужчины — 46,4%.
75,5% россиян живут в городах, 24,5% — в селах и деревнях.
Медианный возраст россиян — 39,4 года.

Возрастные группы

Дети

5% — до 4 лет
10,2% — от 5 до 12 лет
5,7% — от 13 до 17 лет

Взрослые

7,1% — от 18 до 24 лет
12,5% — от 25 до 34 лет
16,8% — от 35 до 44 лет
13,6% — от 45 до 54 лет
12,7% — от 55 до 64 лет
16,4% — старше 65 лет

Использование интернета

На начало 2024 года интернетом в РФ пользовались 130,4 млн человек — 90,4% населения.

Это меньше, чем в прошлом году: с января 2023 по январь 2024 число пользователей уменьшилось на 452 тысячи (–0,3%).
Посмотреть, как состояние digital в России соотносится с другими странами можно в основном отчете Digital 2024 Global Overview Report.

Скорость интернета

Ookla приводит данные о средней скорости интернета в РФ на начало 2024 года:

  • мобильный — 23,97 Мбит/с.
  • стационарный — 84,74 Мбит/с.

Это больше, чем в прошлом году. Скорость мобильного интернета выросла на 2,24 Мбит/с (+10,3%), стационарного — на 9,64 Мбит/с (+12,8%).

Соцсети

В январе 2024 года в РФ было 106,0 млн активных пользователей соцсетей — это 81,3% от всех российских интернет-пользователей.

54,8% пользователей — женщины, 45,2% — мужчины.
Методы подсчета изменились, поэтому показатели за этот год могут не совпадать с данными прошлых лет.

Пользователи TikTok

По данным ByteDance, в начале 2024 года в России:

  • 58,59 млн взрослых пользователей TikTok
  • реклама в TikTok охватила 51,3% взрослой аудитории
  • 50,7% составляли женщины, 49,3% — мужчины
  • рекламный охват TikTok составлял 44,9% от числа местных интернет-пользователей независимо от возраста.

Охват рекламы TikTok вырос на 6,8% за год, хотя с октября 2023 по январь 2024 он снизился на 0,9%.
Маркетологи могут настраивать таргетированную рекламу в TikTok на аудиторию от 13 лет, но ByteDance показывает данные только о пользователях от 18 лет.

Пользователи Snapchat

По данным, опубликованным на рекламных ресурсах Snap, в начале 2024 года в России:

  • 7,74 млн пользователей Snapchat
  • 81,2% аудитории — женщины, 15,5% — мужчины
  • рекламный охват соцсети равнялся 5,4% от общей численности населения
  • аудитория Snapchat составляла 5,9% от числа местных интернет-пользователей (независимо от их возраста)
  • Snapchat используют лишь 6,3% целевой аудитории.

Охват рекламной аудитории вырос на 2,6% с октября 2023 по январь 2024, несмотря на снижение за первые месяцы года.
Snap разрешает использовать платформу людям только от 13 лет.
Snap публикуют данные о гендерной принадлежности аудитории в разрезе пользователей женского и мужского пола. Но опубликованные цифры по этим демографическим показателям не всегда соответствуют общему количеству пользователей, потому что при регистрации в Snapchat пользователи не указывают свой пол. Поэтому приведенные здесь процентные соотношения могут не равняться 100%.

Пользователи Х

По данным, опубликованным на рекламных ресурсах X (Twitter), в начале 2024 года в России:

  • было 990,6 тысячи пользователей Х
  • женщины составляли 36% рекламной аудитории, мужчины — 64,0%
  • охват рекламы — 0,7% от всего населения страны
  • рекламный охват среди интернет-пользователей — 0,8%
  • X использовали 0,8% целевой аудитории России.

Рекламный охват вырос на 29% за год, хотя с октября 2023 по январь 2024 снизился на 13,9%.
X разрешает пользоваться платформой только людям старше 13 лет.
Показатели рекламного охвата и активности пользователей за месяц отличаются друг от друга, поэтому между размером рекламной аудитории X и общей базой активных пользователей могут быть большие различия.
Пол пользователей определяется на основе их имени и активности на платформе, что может быть менее точным по сравнению с площадками, где пол указывается вручную.
Поэтому выводы X могут быть не очень надежными, особенно в неанглоязычных странах. Данные GWI часто показывают совершенно иную картину в сравнении с данными X.

Несоответствия могут быть связаны с наличием «нечеловеческих» учетных записей (компании, животные, музыканты и т.д.), которые X не отделяет от аккаунтов реальных людей.

Мобильная связь

На начало 2024 года в России было 219,8 млн мобильных подключений (152,5% населения). Число подключений сократилось на 4,6 млн (2%) за год.
Многие пользуются больше, чем одним мобильным соединением: у человека может быть одно подключение для личного пользования, а другое — для работы. Поэтому показатели мобильного подключения значительно превышают показатели для общего количества живущих в стране людей.

Дополнительные материалы