Статьи

Маркировка рекламы

Маркировка рекламы — это процесс присвоения так называемого идентификатора (ID) рекламным объявлениям, которые публикуются в интернете. Благодаря наличию идентификатора надзорные органы и ведомства могут эффективно контролировать рекламный рынок, сделать его более эффективным для государства и повышать прозрачность всех маркетинговых активностей внутри страны.

Как это работает

Маркировка применяется ко всем рекламным материалам, размещённым в интернете, начиная с 1 сентября 2022 года. Затронул новый закон особенно таргетированную и контекстную рекламу.
Федеральная налоговая служба получает доступ к данным о рекламе из единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР), что позволяет контролировать уплату налогов и выявлять нарушения.
Маркировка рекламы устроена следующим образом:
  • Каждому рекламному объявлению присваивается индивидуальный идентификатор.
  • Объявление помечается значком «Реклама» с указанием данных о рекламодателе (название, адрес и контактные данные).
  • Информация о рекламодателе и его контактных данных становится доступной для любого пользователя.
Маркировка должна быть выполнена в соответствии с законодательством и правилами, установленными Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Роскомнадзором.
Компании и частные лица, которые не хотят маркировать свою рекламу — подвергаются штрафам и другим санкциям. Для юрлица штрафы весьма серьезные (сотни тысяч рублей и выше).

Какую рекламу надо маркировать

По закону необходимо маркировать вообще все рекламные сообщения, размещаемые в интернете. Но есть исключения. Не надо маркировать:
  • Рекламу в email-рассылках
  • Рекламу в пушах (push-уведомлениях)
  • Рекламу, которая рассылается любым способом по собственной контактной базе (например, текущим клиентам).
Также не надо маркировать ту рекламу, которая до этого крутилась по телевизору или на радио, а после была выложена в интернет без изменений.
Не маркируют материалы, в которых нет коммерческой цели, например, социальную рекламу.
Важно помнить: к началу 2024 году границы правил всё ещё остаются размытыми. Информационные сообщения о достопримечательностях, например, вообще не являются рекламой в прямом смысле. И кажется, что маркировать их не обязательно. Каждый индивидуальный случай размещения рекламы желательно разбирать с профильным юристом.

Зачем маркировать рекламу бизнесу и какая польза потребителю

Маркировка рекламы важна для бизнеса, если он не хочет получать штрафы. Впрочем государство ввело маркировку по собственным причинам.
Маркировка помогает сделать рекламный рынок более прозрачным, предоставляя информацию о рекламодателях, объявлениях, их рекламных кампаниях. Такой подход способствует улучшению контроля над рекламой и борьбе с мошенничеством.
Маркировка позволяет потребителю лучше понимать, какая реклама является рекламой, а какая — нет.
Маркировка также облегчает процесс выявления фрода в рекламе. Это помогает предотвратить распространение ложной информации и также защитить интересы потребителей.

Маркировка рекламы состоит из трёх действий

  1. Присвоение креативу отметки «реклама».
  2. Отправка данных о конечном рекламодателе.
  3. Получение специального токена (идентификатора рекламы).
Токен — это уникальный цифровой номер, который автоматически генерируется системой и не требует модерации от Роскомнадзора. После получения токена — можно спокойно опубликовать рекламное объявление.
Если объявление составлено по правилам, при нажатии на три точки в верхнем правом углу, появится информация об операторе рекламных данных и конечном рекламодателе:
Инструкция и главные шаги для тех, кто хочет маркировать рекламу самостоятельно:
  1. Выберите подходящий ОРД (оператор рекламных данных). Это может быть Яндекс ОРД, VK ОРД, Озон ОРД, Лаборатория разработки, МедиаСкаут, Первый ОРД, ОРД-А.
  2. Создайте личный кабинет и загрузите информацию о всех участниках рекламной цепочки и договорах между ними.
  3. Загрузите рекламный материал (текст, изображение, видео, аудио) и получите уникальный идентификатор (erid:xxx).
  4. Добавьте идентификатор в рекламу и укажите название компании рекламодателя, его ИНН или ссылку на сайт.
  5. Отправляйте отчёты в ОРД о запланированных показах, достигнутых показах и потраченных деньгах каждый месяц.

Коротко о главном

  • Маркировка рекламы способствует повышению качества рекламных материалов.
  • Все рекламодатели теперь должны соблюдать строгие требования и стандарты при публикации креативов.
  • Маркировка делает рекламу более релевантной и эффективной для потребителей.