Статьи

CPC (cost per click)

CPC (Cost Per Click) — это рекламная модель, при которой рекламодатель платит за каждый клик по рекламному баннеру. Цена клика зависит от десятка факторов. Самые важные: поисковая фраза, географическое местоположение пользователя, время суток, тематика рекламы.

Существует две основные модели определения CPC: flat-rate PPC (плоская ставка) и bid-based PPC (конкурентная ставка). Разница между плоской и конкурентной ставкой заключается в том, что при плоской ставке рекламодатель (и рекламная система) заранее договариваются об определённой сумме за каждый клик, а вот в конкурентной ставке рекламодатели соревнуются друг с другом за лучшие места на основе ставок, которые они предлагают.
Простыми словами, CPC (cost per click) — это стоимость клика, то есть сумма, которую рекламодатель платит за каждый клик по его рекламе.

Формула для расчета рекламы с оплатой за клик

CPC = бюджет на размещение рекламного блока / количество кликов
Для лучшего усвоения этого KPI приведем пример подсчёта CPC по формуле. Допустим, рекламодатель оплачивает 1000 показов баннера по 50 рублей. После 12 тысяч показов пользователи совершают 30 кликов.
Подставляем в формулу наши расходы на рекламу (50 рублей) и количество кликов (30):
CPC = 50 / 30 = 1.6 рубля за клик.
Обычно чем ниже стоимость клика тем более эффективна кампания. Плохой CPC может быть связан с «дорогой» аудиторией (например, в нише недвижимости) и может привести к неэффективным расходам. Но это не правило — могут быть и отклонения от него.

Зачем нужен CPC

CPC используют для сравнения рекламных кампаний между собой и определения наиболее эффективного объявления. Если одно объявление после 40 тысяч показов дало только 5 кликов, а другое после 10 тысяч показов продемонстрировало результат в 30 кликов, очевидно, что второе объявление сработало лучше. Нужно сделать выводы и определить, почему так вышло. Возможно, дело в настройках ЦА или в самом креативе.
Также CPC применяют для расчёта стоимости рекламы, когда рекламодатель платит за каждый клик по рекламному объявлению. В этом случае рекламодатель выбирает рекламную площадку, подаёт объявление и платит за каждый переход пользователя по ссылке.

Принцип работы рекламы с оплатой за клик

Существует два способа оплаты за клик: фиксированная сумма и аукцион. В первом случае рекламодатель договаривается с владельцем площадки (напрямую или через рекламную систему типа Директа) о размере CPC, а во втором — выставляет верхний порог оплаты в кампании и система проводит внутренний аукцион для определения CPC.
Принцип работы рекламы с оплатой за клик заключается в том, что рекламодатель платит определённую сумму за каждый клик пользователя по его рекламному объявлению.
Вышеуказанный сценарий позволит легко привлечь потенциальных клиентов на сайт рекламодателя, где они совершат целевое действие или просто познакомятся с УТП.

Где можно заказать CPC рекламу

Таргетированная реклама в социальных сетях. Например, во ВКонтакте. Там можно запускать рекламу с оплатой за показы (CPM) или за клики (CPC).
Объявления в поисковой выдаче — один из основных видов контекстной рекламы. Они размещаются на странице результатов поиска, могут находиться сверху, снизу или сбоку страницы.
Реклама на сайтах-партнёрах контекстно-медийной сети. Такая сеть есть у любой поисковой системы. Например, у Яндекса — это РСЯ. Рекламная сеть Яндекса охватывает миллионы сайтов и тысячи мобильных приложений. Владельцы этих ресурсов заключают специальные договоры и предоставляют рекламные места на своих площадках для рекламодателей.
РСЯ охватывает только русскоязычный сектор интернета
Когда рекламодатель размещает объявление в КМС (такой как РСЯ) система подбирает подходящие тематические сайты и размещает рекламу на них. Эта модель считается менее эффективной, чем реклама на поиске, ведь чтобы увидеть креативы пользователю нужно перейти на конкретный сайт. В КМС чаще используется оплата за показы, что отодвигает CPC на второй план. Работать с сетями можно самостоятельно, но есть агентства, которые могут настроить и провести рекламную кампанию за определённую плату.
Модели оплаты за трафик у SEO-агентств. SEO-агентства предлагают различные модели оплаты за трафик, удобные для каждого конкретного рекламодателя. Это CPC, CPA и CPM. Напомним, CPA (cost per action) — оплата за конкретное действие пользователя, например, заполнение формы или скачивание файла, а CPM (cost per mille) — оплата за тысячу показов объявления.
Реклама на сайтах участников CPA-сети. Похожа на рекламу в КМС, но с одним отличием: вместо крупнейших поисковых сетей посредниками выступают специальные рекламные сервисы. Существует множество таких сервисов, поэтому лучше изучить независимые рейтинги и обзоры, чтобы выбрать по-настоящему качественного и добросовестного посредника.

Достаточно ли CPC для анализа эффективности интернет-маркетинга

Как правило, нет, потому что большинство рекламодателей нацелены на привлечение не просто трафика, а потенциальных клиентов. Метрика не учитывает конверсию и не позволяет оценить эффективность маркетинговых кампаний в целом.
CPC показывает только стоимость клика, но не отражает, сколько пользователей выполнили целевое действие, например, совершили покупку или заполнили форму.
Для более точного анализа эффективности интернет-маркетинга необходимо учитывать дополнительные метрики — CPL (Cost Per Lead), CPO (Cost Per Order) и ROI (Return On Investment).

Как оптимизировать CPC рекламу

Показатели, которые можно регулировать самостоятельно:
  • Частотность поисковых запросов по ключевым словам.
  • Кликабельность объявления (CTR).
  • Поведение пользователя на сайте.
  • Специфика тематики и насыщенность ниши.
Показатели, которые нельзя регулировать самостоятельно:
  • Алгоритмы системы, которые определяют, какие объявления показывать пользователям.
  • Поведение пользователя, которое зависит от множества факторов.
  • Конкуренция на рынке, которая влияет на стоимость клика.
При использовании рекламы с оплатой за клики, очевидно, рекламодатель не может полностью контролировать процесс, так как он зависит от алгоритмов системы и действий пользователей.
Например, в контекстной рекламе система автоматически выбирает объявления для показа вверху поисковой выдачи, используя торги, и устанавливает ставку. Однако есть показатели, которые можно настроить самостоятельно. Например, можно установить верхний и нижний пределы ставки, определить область размещения рекламы на партнёрском сайте, создать привлекательный креатив и подготовить качественную страницу для ссылки. Этих инструментов более чем достаточно, чтобы продвигать продукт даже в сложных нишах.
Многие платформы предлагают автоматические настройки рекламных кампаний, но более эффективный подход — настроить кампанию вручную. Самостоятельно определите целевую аудиторию, регион показа и другие параметры.

Коротко о главном

  • CPC — стоимость одного клика по объявлению.
  • CPC предполагает оплату за каждый клик — переход по ссылке.
  • Метрика позволяет сравнивать рекламные кампании и находить самые эффективные объявления.
  • На стоимость клика влияют частота запроса, насыщенность ниши и активность пользователя.